Судебные прецеденты между Операторами персональных данных и Роскомнадзором

Быть оператором персональных данных не просто. Дело не в сложности и запутанности законодательных актов, регламентирующих права и обязанности субъектов и операторов персональных данных, а в том, что все же данная область контролируема и все же нарушения требований законодательства наказуемы, что доказывается судебной практикой, проанализированной нашими специалистами за последние несколько лет.

В судебной практике по Южному федеральному округу за 1 квартал 2020 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций были выявлены нарушения в части обработки и защиты персональных данных.

Согласно обращениям граждан, были выявлены нарушения норм и требований Федерального закона «О персональных данных» 27.07.2006 № 152-ФЗ. Результаты рассмотрения дел таких нарушений представлены в таблице ниже.

Выявленные нарушения и результаты рассмотрения дел согласно действующему законодательству Российской Федерации

Нарушение законодательства

Факт нарушения

Результат рассмотрения дела

Часть 1 статья 6 152-ФЗ

Нарушение выявлено в обработке должностным лицом избыточных персональных данных гражданина при предоставлении ему соответствующей услуги, а именно обработке таких данных о гражданине, как номер банковской карты, логин и пароль от личного кабинета гражданина сайта государственных услуг.

По результатам рассмотрения обращения в отношении должностного лица государственного учреждения составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ

Выявлено нарушение в обработке персональных данных гражданина несовместимой с целями сбора персональных данных. А именно, на гражданина без его согласия и волеизъявления была выпущена банковская карта. С целью дальнейшей работы с данной картой с гражданином Банк начал взаимодействовать путем осуществления выездов по месту его жительства и размещения листовок, содержащих персональные данные гражданина под входной дверью квартиры. Согласие на использование персональных данных с целью выпуска банковской карты, а также взаимодействия с целью обслуживания данной карты, гражданин Банку не давал.

По результатам рассмотрения обращения отношении Банка составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ. Протокол со всеми материалами был направлен в мировой суд для рассмотрения

Статья 7 152-ФЗ

Нарушение выразилось в том, что на электронную почту гражданина поступило письмо от государственного органа, адресованное другому гражданину. В данном письме указывались персональные данные, позволяющие идентифицировать иного гражданина, а именно, ФИО, адрес проживания, адрес электронной почты.

При рассмотрении обращения факт нарушения ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ “О персональных данных” был подтвержден. С целью соблюдения законодательства в области персональных данных в отношении граждан в адрес государственного органа направлено письмо-требование о недопущении в дальнейшей деятельности аналогичных нарушений.

Нарушение выразилось в том, что персональные данные гражданина размещены на сайте администрации, в объеме – фамилия, имя, отчество, год рождения, паспортные данные и место жительства. После получения запроса, администрация самостоятельно удалила персональные данные гражданина с сайта.

Однако в целях пресечения возможных нарушений законодательства в области персональных данных в отношении других граждан в адрес администрации направлено письмо о недопущении в дальнейшей деятельности администрации нарушений конфиденциальности в отношении персональных данных субъектов персональных данных.

Нарушение выразилось в том, что на сайте образовательного учреждения размещены договоры пожертвования, содержащие персональные данные (фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес регистрации, паспортные данные) гражданина. Согласие на размещение своих персональных данных гражданин образовательному учреждению не давал. В ответ на запрос образовательное учреждение правовых оснований размещения на сайте персональных данных заявителя не предоставило.

Руководствуясь ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» после выявления незаконно размещенных персональных данных заявителя (после получения запроса Управления), в течение трех дней образовательное учреждение удалило размещенные персональные данные.

Статья 10 152-ФЗ

Было установлено, что банк обрабатывает персональные данные близких родственников работников в объеме ФИО, степень родства, год рождения, национальность. Согласно ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», национальность является специальной категорией персональных данных. Обработка специальных категорий персональных данных допускается в случаях, если субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных. В деятельности банка было выявлено нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о персональных данных, ответственность по которой предусмотрена ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ.

Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, истек, банк к административной ответственности не привлекался

Правонарушения согласно статье 13.12 КоАП РФ

В части несоблюдения правил защиты информации согласно статье 13.12 КоАП РФ выделяют правонарушения и ответственность за их невыполнение, представленные в таблице ниже:

Правонарушения согласно статье 13.12 КоАП РФ и предусмотренная административная ответственность

Часть   статьи        

Правонарушение

Ответственность

Часть 1

Нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну)

Влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
  • на должностных лиц – от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей;
  • на юридических лиц – от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей

Часть 2

Использование несертифицированных информационных систем, баз и банков данных, а также несертифицированных средств защиты информации, если они подлежат обязательной сертификации (за исключением средств защиты информации, составляющей государственную тайну)

Влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой;
  • на должностных лиц – от двух тысяч пятисот до трех тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой.

Часть 3

Нарушение условий, предусмотренных лицензией на проведение работ, связанных с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну

Влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.

Часть 4

Использование несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну

Влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, или без таковой.

Часть 5

Грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну)

Влечет наложение административного штрафа:

  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

Часть 6

Нарушение требований о защите информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 1, 2 и 5 настоящей статьи

Влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
  • на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Часть 7

Нарушение требований о защите информации, составляющей государственную тайну, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния

Влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

Правонарушения выявленные в части средств криптографической защиты информации

В части применения средств криптографической защиты информации или неприменения таковых при обработке персональных данных были выявлены следующие нарушения:

  • программное обеспечение «КриптоПро», установленное на ПЭВМ, имеет просроченный сертификат ФСБ России, а антивирусное средство не входит в список средств защиты и информации, разрешенных ФСБ России (в г. Казань, 2018 г. ООО «Охранное агентство» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.13.12 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа);
  • обмен персональными данными при их обработке в информационной системе осуществлялся без применения средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства в области обеспечения безопасности информации, и согласно 13.12 КоАП РФ было назначено административное наказание в виде административного штрафа;
  • предоставление услуг по составлению и предоставлению в налоговые и иные государственные органы деклараций по налогам и сборам с использованием системы электронного документооборота «СБиС++» и средства криптографической защиты информации «КриптоПро CSP» (версия 3.6) без лицензии (в г. Йошкар-Ола, 2016 г. директор ООО «<…>» привлечена к административной ответственности по ч. 1 статьи 13.13 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей).

Судебные прецеденты

Управление Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу провело плановую выездную проверку в отношении Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа «Олимпиец» муниципального образования город Ноябрьск на предмет соответствия обработки персональных данных требованиям законодательства РФ.

При проведении плановой проверки были выявлены следующие нарушения обязательных требований в области обработки персональных данных:

  • ч. 7 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» – непредставление в уполномоченный орган сведений о прекращении обработки персональных данных или об изменении информации, содержащейся в уведомлении об обработке персональных данных;
  • ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» – представление в уполномоченный орган уведомления об обработке персональных данных, содержащего неполные и (или) недостоверные сведения;
  • ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» – обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных федеральным законом «О персональных данных»;
  • ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» – нарушение требований конфиденциальности при обработке персональных данных;
  • ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» – обработка избыточных персональных данных по отношению к заявленным целям их обработки.

По результатам проверки МБУ ДО «ДЮСШ «Олимпиец» выдано предписание. Также для решения вопроса о возбуждении в отношении оператора дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ, материалы направлены в прокуратуру г. Ноябрьска.

В г. Владикавказе в 2017 г. директор филиала УФПС – должностное лицо, был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 13.12 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа. Нарушение – не проведены аттестационные испытания государственной информационной системы на соответствие требованиям безопасности информации.

Были выявлены нарушения в части предоставления уведомления об обработке. Администрация представила уведомление об обработке персональных, на основании которого была внесена в реестр операторов. Дополнительно от Администрации поступили информационные письма о внесении изменений в реестр операторов. Анализ содержания информации на предмет соответствия фактической деятельности Администрации показал ряд несоответствий, а именно: не указаны в полном объеме: цели обработки персональных данных, категории персональных данных, категории субъектов персональных данных, правовые основания обработки персональных данных, действия с персональными данными, способы обработки персональных данных, меры, предусмотренные статьями 18.1 и 19 Федерального закона. Также указана недостоверная информация о назначении ответственного за организацию обработки персональных данных и дата начала обработки персональных данных.

В отношении администрации составлен протокол об административном правонарушении по ст. 19.7 КоАП РФ.

Управлением Роскомнадзора по Республике Башкортостан в ходе мероприятий систематического наблюдения в деятельности администратора сайта liza-baby.ru выявлено нарушение требований ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в части неопубликования документа, определяющего политику в отношении обработки персональных данных.

В целях принятия мер прокурорского реагирования материалы были направлены в органы прокуратуры по территориальной подведомственности.

По результатам проверки, проведенной прокуратурой Октябрьского района г. Уфы, факт нарушения законодательства подтвердился.

Прокуратурой района в адрес администратора сайта подготовлено представление об устранении нарушений и постановление о возбуждении дела по ст. 13.11 КоАП РФ в отношении должностного лица, ответственного за обработку персональных данных.

Ниже в таблице 3 представлены последствия за нарушение законодательных норм.

Нарушения законодательных норм и их последствия

НПА

Нарушение

Последствия

Статья 5.39 КоАП РФ

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено законом, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации

Административный штраф на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб

Часть 1 ст. 13.11 КоАП РФ

Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законом, либо обработка, несовместимая с целями сбора персональных данных

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 1 тыс. до 3 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Часть 2 ст. 13.11 КоАП РФ

Обработка персональных данных без письменного согласия субъекта, когда это необходимо, либо обработка данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в такое согласие

Административный штраф:

  • на граждан – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 15 тыс. до 75 тыс. руб.

Часть 3 ст. 13.11 КоАП РФ

Невыполнение оператором обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к политике обработки персональных данных

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 700 до 1 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 3 тыс. до 6 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 15 тыс. до 30 тыс. руб.

Часть 5 ст. 13.11 КоАП РФ

Невыполнение оператором в установленные сроки требования субъекта персональных данных или его представителя либо Роскомнадзора об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении (если данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки)

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 1 тыс. до 2 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 4 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 25 тыс. до 45 тыс. руб.

Часть 6 ст. 13.11 КоАП РФ

Невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих их сохранность и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении них

Административный штраф:

  • на граждан – от 700 до 2 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 4 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 25 тыс. до 50 тыс. руб.

Часть 7 ст. 13.11 КоАП РФ

Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных для этого требований или методов

Предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 тыс. до 6 тыс. руб.

Статья 19.7 КоАП РФ

Непредставление или несвоевременное представление в государственный или иной уполномоченный орган сведений, представление которых предусмотрено законом либо предоставление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде

Административный штраф:

  • на граждан – от 100 до 300 руб.;
  • на должностных лиц – от 300 до 500 руб.;
  • на юридических лиц – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

 

Статья 140 УК РФ

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление ему неполной или заведомо ложной информации, если это причинило вред правам и законным интересам граждан

Штраф до 200 тыс. руб., либо лишение права занимать определенные должности на срок от двух до пяти лет

Статья 272 УК РФ

Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это повлекло ее уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование

Штраф до 200 тыс. руб., либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок

Статья 24 152 ФЗ, ст. 151 ГК РФ

Причинение гражданину морального вреда (нравственных страданий) вследствие нарушения правил обработки персональных данных

Компенсация морального вреда (независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом убытков)

Подпункт “в” п. 6 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса

Разглашение одним работником персональных данных другого, если они стали известны ему в связи с исполнением трудовых обязанностей

Увольнение

Статья 90, ст. 192 ТК РФ

Иные нарушения в области персональных данных при их обработке

Замечание или выговор

Таким образом, несоблюдение требований законодательства в области обработки и защиты персональных данных может грозить серьезными последствиями не только оператору персональных данных, но и должностным лицам, обеспечивающих обработку и безопасность таких данных. Несмотря на незначительные штрафы в случаях нарушений законодательных норм неоднократное повторение правонарушений может привести к исключению оператора ПДн из реестра операторов ПДн, а также к прекращению деятельности Оператора в целом.

Для недопущения подобных ситуаций рекомендуется проводить периодический внутренний и внешний аудит по защите персональных данных. В случае, если результаты аудита покажут нарушения законодательства Российской Федерации в области защиты конфиденциальной информации, в том числе персональных данных, то рекомендуется в кротчайшие сроки все несоответствия и нарушения устранить. Все эти работы могут быть переданы нашим сотрудникам , которые оперативно проведут аудит и помогут Вам привести в порядок режим обработки персональных данных. 

Актуально?

Мы готовы провести аудит и оперативно приведём к требованиям режим обработки персональных данных на вашем предприятии.

Заказать услугу
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Оператор персональных данных – что делать, когда придут. Руководство к действию.

Согласно закону N 152-ФЗ, оператором персональных данных является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и...

Как спланировать работы по КИИ (187-ФЗ)?

Данным материалом мы хотим начать серию публикаций по организации работ связанных с выполнением требований 187-ФЗ «О безопасности критической...

Что проверяет ФСБ по персональным данным или к нам едет ревизор

Что проверяет ФСБ по персональным данным? Как подготовиться к проверке ФСБ? Чем грозит проверка ФСБ в случае выявления...

Персональные данные – «подводные камни» для бухгалтера.

В наш век тотальной компьютеризации вопросы информационной безопасности на предприятии в той или иной мере касаются практически всех...

Обзор изменений в методический документ Банка России «Профиль защиты»

ВЕБИНАР- http://webinar.ec-rs.ru/ Банк России в Информационном письме №ИН-017-56/5 от 02 февраля 2022 сообщил о новой редакции методического документа...

Постановление 127 Правительства РФ в формате “Было-Стало”

Обзор проекта Постановления «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2018 г. № 127»...

Сроки и этапы выполнения требований ФЗ-187

Десять месяцев назад вступил в законную силу ФЗ-187 и мы хотим показать наглядно, что времени для выполнения требований...

Анализ ПО по требованиям к оценочному уровню доверия (ОУД) согласно требованиям ЦБ РФ

Некредитные финансовые организации, реализующие усиленный и стандартные уровни защиты, и кредитные финансовые организации (без учета уровня) обязаны для...

Проект национального стандарта ГОСТ Р 51624-20ХХ «АСЗИ»

Вот и прошел год с того момента, как ожидалось утверждение нового ГОСТ Р 51624-20ХХ «Защита информации. Автоматизированные системы...

СМИС или около АСУТПшная тема

Недавно, в своей проектной деятельности по защите информации в АСУ ТП, мы столкнулись с новым типом объекта защиты,...

GDPR – как защитить сайт от жалоб со стороны конкурентов?

GDPR – как подготовить сайт чтобы защититься от жалоб со стороны конкурентов? Новое постановление может использоваться как дубина...

Категория значимости объекта КИИ. С 3 до 1 своими руками.

Категория значимости объекта КИИ – главный показатель объектов КИИ, определение значимости которого задает вектор дальнейших работ для выполнения...

Угрозы информационной безопасности – угрозы безопасности информационных систем

К угрозам информационной безопасности относятся любые атаки, направленная на незаконный доступ к данным. К угрозам также можно отнести...

Как задокументировать защиту персональных данных или состав организационно-распорядительных документов по защите ПДн.

Персональные данные – основная и неотъемлемая часть любой организации. Ключевой проблемой, стоящей перед организацией и ее сотрудниками, является...

Как проверяет ФСБ или правила правильной эксплуатации СКЗИ для защиты персональных данных

Федеральная служба безопасности осуществляет проверку операторов в том случае, если в примененных средствах защиты используется криптография. Федеральный закон...

БИМ проектирование | БИМ проектирование зданий

Технологии информационного моделирования (ТИМ / BIM) – создание информационной модели будущего объекта со всеми архитектурно-конструкторскими, технологическими, электротехническими, экономическими...

Автоматизация процесса защиты персональных данных

Автоматизация процесса защиты персональных данных ключевой процесс при организации полноценной системы работы и защиты персональных данных на предприятии....

Профиль защиты программного обеспечения и систем кредитных организаций и некредитных финансовых организаций

Банк России в Информационном письме №ИН-017-56/5 от 02 февраля 2022 сообщил о новой редакции методического документа «Профиль защиты...

Zero-Day уязвимости: полное руководство по защите от неизвестных угроз

В современном цифровом ландшафте, где каждая организация зависит от сложных информационных систем, существует особая категория угроз, которая держит...

Облачная безопасность в России: защита данных в AWS, Azure и отечественных облачных решениях

Современная российская экономика переживает период масштабной цифровой трансформации, в рамках которой облачные вычисления становятся критически важным элементом IT-инфраструктуры...